Решение расширенного Общего собрания Отделения физических наук РАН
17 июля 2013 года.

Заслушав и обсудив сообщения академиков А.Г. Лисицына-Светланова и Л.М. Зеленого о законопроекте «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее законопроект), принятого во втором чтении Государственной Думой, расширенное Общее собрание Отделения физических наук РАН

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Принять к сведению информацию А.Г. Лисицына-Светланова о состоянии дел по рассмотрению законопроекта в Государственной Думе РФ, обсуждениях и консультациях представителей РАН с руководством страны и профильными структурами Государственной Думы. Поддержать позицию руководства РАН, высказанную в ходе консультаций.
  2. Поддержать требование о необходимости вернуть законопроект к рассмотрению во втором (по крайней мере) чтении. На данном этапе рассмотрения законопроект содержит неприемлемые положения, которые ставят на грань разрушения не только академическую, но и всю российскую науку.
    Поддержать работу комиссии Президиума над поправками к законопроекту.
  3. Представить в Президиум поправки к законопроекту, выработанные при обсуждении на собрании ОФН РАН.
  4. Считать, что законопроект должен основываться на следующих базовых принципах:
        а. Законопроект не может и не должен содержать формулировки «ликвидация РАН», «РАН создается» и «учрежденной настоящим ФЗ». Юридически противоречивые трактовки этих определений позволяют использовать законопроект не в интересах научного сообщества, а для разрушения научного потенциала институтов РАН.
        б. В тексте законопроекта должна быть зафиксирована основная функция Академии - проведение научных исследований и получение новых фундаментальных знаний.
        в. Компетенция создаваемого Агентства (федерального органа государственной власти) должна быть строго ограничена вопросами по управлению имуществом. Институты РАН должны, как это определено в статьях 5 и 6 Закона РФ О науке и научно-технической политике, быть подведомственными РАН.
        Институты должны управляться не чиновниками, а только учеными.
        За РАН, подведомственными ей институтами и иными учреждениями должно сохраниться, как это определено статьей 5 Закона о науке, право владения, пользования и распоряжения имуществом, переданным им для осуществления деятельности, определенной учредительными документами.
        Пересмотр статей 5 и 6 Закона о науке и научно-технической политике в этой части недопустим.
        Сказанное не исключает создание независимой ревизионной комиссии, проверяющей целесообразность расходования бюджетных средств, с возможностью включения в нее членов, не принадлежащих Академии.
        г. Необходимо сохранить практику выборов директора коллективом института с последующим утверждением Президиумом РАН. Назначение директоров «сверху» может приводить к конфликту директора с научным коллективом института. Показательный прецедент - Институт теоретической и экспериментальной физики (РНЦ КИ).
        д. Недопустимо механическое слияние трех Академий. Каждая Академия - живой организм со множеством горизонтальных связей. Их механическое соединение приведет к созданию неуклюжего «монстра», не способного принимать какие-либо решения. Целесообразно рассмотреть возможность объединения академий в рамках ассоциации.
        е. В Уставе РАН необходимо сохранить пункт о пожизненном членстве в академии, исключающий профессиональную или любую другую форму давления, в том числе, при осуществлении экспертных функций.
        ж. Нецелесообразно фактическое исключение членов-корреспондентов из числа членов Академии. Традиционный для России институт членов-корреспондентов Академии доказал свою эффективность в качестве механизма карьерного лифта.
  5. При выполнении федеральных целевых программ или гособоронзаказа целесообразно наделить РАН полномочиями государственного заказчика с целью более эффективного и оперативного использования выделенных на данные работы бюджетных средств.
  6. Считать необходимым сохранение статуса юридического лица за региональными Отделениями РАН.
  7. Считать необходимым созвать общее собрание РАН для обсуждения вопросов, связанных с рассмотрением законопроекта. Расширенное собрание ОФН РАН обращается с просьбой к Президиуму РАН провести данное собрание в первую неделю сентября до возобновления работы Государственной Думы.
  8. Для выработки предложений по реализации реформы РАН, заявленной Президентом РАН академиком Фортовым В.Е., образовать в ОФН РАН рабочую группу в составе: Андреев С.Н., Балега Ю.Ю., Бондарь А.Е., Забродский А.Г., Захаров А.В., Образцов В.Ф., Ткачев И.И., Хохлов Д.Р., Вдовин В.Ф.

    В расширенном общем собрании ОФН РАН кроме его членов участвовали научные сотрудники институтов ОФН РАН и других отделений РАН.

    Постановление принято единогласно.

         Председатель общего собрания ОФН РАН,
         Академик-секретарь ОФН,
         академик    И.А. Щербаков

 Информация с сайта http://www.gpad.ac.ru